ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Қарабалық ауданы білім бөлімінің Михайлов жалпы білім беретін мектебі" КММ
КГУ "Михайловская общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района" Управления образования акимата Костанайской области
с.Михайловка
(871441)26447
mikhailovka@karabalyk.edu.kz

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Қарабалық ауданы білім бөлімінің Михайлов жалпы білім беретін мектебі" КММ
КГУ "Михайловская общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района" Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ

Мы рады вас видеть на официальном сайте нашей школы!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше
образовательное учреждение.

Перейти в раздел

     Школа – это важный этап в жизни ребенка и его родителей. Меняется режим дня, появляются новые обязанности и знакомства. «Готов ли мой ребенок к таким переменам? Как мне помочь ему подготовиться к школе?» – эти и сотни других вопросов звучат в голове у пап и мам. Чем ближе 1 сентября, тем сильнее волнуются родители будущих первоклассников. И первый совет, который дают психологи: успокойтесь и мыслите позитивно – ваш настрой передается детям, которые сейчас особенно сильно нуждаются в поддержке. Поэтому давайте глубоко вдохнем, медленно выдохнем и разберемся со всеми вопросами по порядку.

           Готовность к школе можно оценить по следующим критериям: физиологические, психологические, социальные и интеллектуальные.

Для определения физиологической готовности перед записью в первый класс обязательно пройдите всех необходимых врачей и получите их медицинское заключение. Особенное внимание уделите офтальмологу, ведь в первую очередь нагрузка усилится именно на зрение.

Психологическая готовность – это очень широкое понятие, и каждый специалист использует свои методики для ее определения. Но есть несколько маркеров, по которым можно понять, насколько быстро и легко будущий первоклассник адаптируется к школьной жизни:

  • Ребенок может 15-20 минут не отвлекаясь заниматься тем, что ему не очень интересно. Легко просидеть на месте час и даже больше, если занят любимым делом, а вот направить свое внимание на то, что «надо», – гораздо сложнее.
  • Ребенок умеет выражать свои чувства словами, а не действиями. Это нормально – расстраиваться, если что-то не получилось, злиться, если обидели. Но проявлять эти чувства истерикой или насилием над другими – недопустимо.
  • Ребенок доводит дело до конца, несмотря на трудности. Попросить помощи, если что-то не получается, или отложить на время, подумать, вернуться и доделать – это зрелая психологическая реакция.

Социальная готовность проявляется в том, что ребенок не боится обратиться за помощью и заговорить с «безопасными» взрослыми – полицейским, доктором, воспитателем из садика, соседкой и т. д. А также в том, насколько малышу легко или трудно выстраивать социальные связи со сверстниками: умеет ли он слушать других, есть ли у него свое мнение, и как он его отстаивает и т.д.

Каждый родитель самостоятельно решает, как развивать ребенка перед школой: отдавать ли его в детский сад, кружки, или на подготовительные курсы; учить его читать, писать и считать дома и т.д. Но общую интеллектуальную готовность к школе можно оценить при помощи пары несложных способов:

   Тест Керна-Йирасика «Нарисуй фигуру человека» – показывает общий уровень развития и мышления. Попросите ребенка нарисовать человека. Во время рисования не поправляйте и не давайте подсказки: «А ты ничего не забыл/а дорисовать на голове?», «А где пальцы на руках?» и т. п. Если человек нарисован подробно: есть голова с шеей и ушами; на лице присутствуют нос, глаза и рот; у рук есть пальцы, а на ногах обувь – ребенок готов к школе.

  • Попросите ребенка рассказать о себе и о своей семье, в процессе можно задавать уточняющие вопросы. Этот прием поможет определить критически важные знания и выяснить, насколько широкий кругозор у ребенка – чем полнее информация и разнообразнее рассказ, тем лучше. Малыш должен знать свои имя, фамилию и отчество, а также ФИО родителей; уметь в общих чертах объяснить, где работают родители, и чем они занимаются; знать свой домашний адрес; рассказать о своих увлечениях и любимых игрушках, друзьях и т.д.

Вот несколько рекомендаций от врачей, психологов и педагогов, которые помогут ребенку легче и быстрее адаптироваться в школе:
       Наладьте режим дня. Посчитайте, сколько времени потребуется на дорогу до школы и утренние сборы, исходя из этого определите время подъема и отбоя для ребенка. И постепенно приучайте его ложиться и вставать в установленный час. Так он быстрее войдет в школьный ритм и не будет чувствовать себя усталым и разбитым по утрам.

  • Сформируйте у ребенка позитивный настрой к школе и мотивируйте его учиться. Очень важно дистанцировать будущего первоклассника от вашего негативного школьного опыта: ребенок пройдет свой путь, и он не будет точно таким же, как Ваш. Расскажите о том, что школа – это новый интересный опыт, который обязательно пригодится во взрослой жизни. Поделитесь полезными навыками: расскажите, как волновались на первой школьной линейке и как справились с этим волнением; как завели своего первого школьного друга и т. п. Покажите свои школьные фотографии, посмотрите вместе с ребенком мультфильмы и кино о школе, прогуляйтесь до места будущего обучения и т.д.
  • Дайте ребенку возможность самостоятельно купить себе пенал, тетради и прочую канцелярию – пусть почувствует себя взрослым и ответственным школьником. А Ваша помощь ему пригодится, чтобы уложиться в отведенный бюджет.
  • Расскажите о школьных предметах и локациях: что он будет изучать, где он будет заниматься спортом, где завтракать и обедать и т.д. Чем больше ребенок будет знать о том, что его ждет, тем меньше он будет волноваться и бояться.
  • Уделите внимание навыкам, которые необходимо развить: усидчивость, способность просить помощи, вежливое общение, работа в команде и т.д. Делайте это мягко и ненавязчиво, в форме игр и развивающих совместных занятий. Если ребенка трудно мотивировать на неинтересные ему задания, не говорите «это нужно для школы» – кто захочет ходить туда, где нужно заниматься тем, что тебе не нравится? Лучше узнайте у него, как бы он превратил неинтересное задание в интересное.

Обучение в школе – это трудный, но очень увлекательный этап в жизни каждого маленького человека. Будьте для своих детей надежным другом и союзником, который поможет преодолеть страх перед школой.

 

© 2025. Все права защищены.